Суббота, 18.05.2024, 14:29
Меню сайта
Категории каталога
Устройство фототехники [2]
Уроки Photoshop [2]
Фотосъемка [15]
Обработка [2]
Теория [2]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта

Яркий Мир


Фото жизнь


Фото Дилер

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Каталог статей

Главная » Статьи » Фотосъемка

Незабываемый пейзаж
Холодно! Как же холодно! Ноги, похоже, потеряли чувствительность еще пару часов назад, а пальцы рук одеревенели и с трудом управляются с камерой. За кружку горячего кофе и пару бутербродов в таком состоянии можно отдать полмира. Но раз небо сияет ослепительной голубизной, солнце светит ярко, а все пространство вокруг укрыто сказочным покрывалом свежего снега — времени терять нельзя: когда еще, кроме как зимой, привычные для нашего взора пейзажи предстанут в таком восхитительном убранстве! Давайте познакомимся с советами, которые подготовил для нас Ли Фрост, и отправимся на природу, радоваться тем сюжетам, которыми щедро одаривает фотографов зимушка-зима…

Отправляясь на съемку пейзажей, нужно помнить, что успех в этом деле во многом зависит от капризов погоды, которая в любое время года (включая зиму) может радикально поменяться всего за несколько часов. Поэтому если обстоятельства складываются удачно, важно не упустить представившийся шанс и использовать его по полной программе. Ключевой момент — подготовка. Внимательно слушайте прогнозы погоды — пожалуй, зимой они для фотографов важнее, чем в любое другое время года, поскольку красота снежного покрова, который предстанет перед вами поутру, во многом закладывается еще ночью. В идеале нужна холодная ночь с легким снегопадом, за которой должно наступить ясное солнечное утро с чистым голубым небом. Накануне запланированной фотовылазки следует проверить и подготовить все оборудование и аксессуары, а также определить маршрут движения. Даже жители мегаполисов всегда могут найти массу мест, пригодных для съемки зимней природы во всей красе: это и городские парки, и прибрежные зоны речек и водоемов, оказавшихся в город ской черте, и даже некоторые удачно благоустроенные дворы. Однако в погоне за более эффектными кадрами почти наверняка придется покинуть город и предпринять небольшой поход. Если отправляетесь бродить по незнакомой мест ности в одиночку, на всякий случай преду предите кого-либо из друзей или родных, сообщив примерный маршрут движения и планируемое время возвращения. Обязательно возьмите с собой топографическую карту, компас, фонарик, теплое питье в термосе, калорийный провиант, аптечку и смену шерстяных носков на случай, если промокнут ноги. Отправляясь в поездку на машине, примите в расчет, что она может сломаться в самом неподходящем месте, откуда придется добираться за подмогой по снегу и морозу. Не бойтесь промочить ноги ради высокого искусства — прибрежные композиции, снятые с низкой точки съемки, буквально переносят зрителей в ту местность, где находился фотограф. Камеру удобнее всего закрепить на штативе с шаровой головкой — в этом случае можно легко и просто выровнять линию горизонта без долгой возни с подгонкой длины ног штатива

Собираем фоторюкзак
Для занятий зимней пейзажной съемкой каких-либо специальных аксессуаров обычно не требуется — подойдет тот комплект оборудования, с которым вы обычно отправляетесь на фотопрогулки. Пара зумов, покрывающих диапазон фокусных расстояний от 28 до 200 мм, позволит работать с самыми разными композициями — как демонстрирующими зрителю бескрайние просторы, так и акцентирующими его внимание на каких-либо интересных мелочах. Хорошо иметь объектив с не слишком большой минимальной дальностью фокусировки, поскольку зимой всегда масса возможностей для крупноплановой съемки. Что касается более широкоугольной или более „дальнобойной“ оптики — она, конечно, не является совершенно необходимой, но тоже может пригодиться. А вот без штатива не обойтись никак. На рассвете и закате яркость солнечного света не слишком велика, и это неизбежно приводит к увеличению длительности выдержки до того уровня, когда съемка с рук затруднительна. Впрочем, даже ясным солнечным днем камеру лучше крепить на штативе, чтобы иметь возможность сильно прикрывать диафрагму для получения максимальной глубины резкости кадра или свободно выбирать любую выдержку, не беспокоясь об опасности возникновения „шевеленки“. Работать с металлическим штативом на морозе не слишком комфортно, поэтому верхние секции его ног можно обмотать изолентой или оклеить каким-либо пеноматериалом. Что касается фильтров — в солнечную погоду наи более востребованным будет поляризатор, а пара нейтральных градиентных фильтров оптической плотности 0.6 и 0.9 поможет немного приглушить яркость светлого неба (эти фильтры вызывают уменьшение интенсивности светового потока на две и три ступени экспозиции соответственно). Если в каких-то композициях возникает необходимость ослабить засилье холодных тонов и оттенков, используйте „теплые“ светофильтры. Чтобы защитить камеру и объективы от снега, который в любой момент может обрушиться на вас с ветки или принестись с порывами ветра, смастерите из полиэтиленовых пакетов и резинок некое подобие защитного чехла. Салфетки из микроволокна непременно пригодятся для протирки светофильтров и оптики, а замша поможет удалить конденсат и загрязнения с корпуса камеры и тубусов объективов. Неплохо будет захватить с собой туристический коврик или хотя бы вырезать из него небольшую подкладку, чтобы вставать на колени для съемки с низкого ракурса, не опасаясь промочить одежду.  

Этот потрясающий снимок побережья с галькой и валунами был сделан в наступающих сумерках. Чтобы вода приобрела такую шелковистую фактуру, а кадр получился более динамичным, пришлось использовать длинную выдержку.
Ну и, наконец, при ходьбе по льду или снегу значительно удобнее нести все оборудование в рюкзаке, а не в обычной фотосумке. Нагрузка равномерно распределяется на плечи, балансировать легче, и вы не рискуете уронить сумку с плеча в снег, случайно оступившись или потеряв равновесие.

Охота за светом
Зимний день короток — солнце встает после семи утра, а в конце декабря садится еще до наступления четырех часов вечера. С другой стороны, зимнее солнце никогда не поднимается слишком высоко над горизонтом, что положительно сказывается на качестве создаваемого им освещения — работать можно хоть круглый день от рассвета до заката. А это значит, что если с погодой повезло, то в середине января у фотографа ничуть не меньше времени для съемки, чем в середине августа, когда полуденные часы не слишком годятся для работы. Чтобы использовать зимний день по максимуму, придется просыпаться задолго до восхода и отправляться в дорогу в кромешной темноте — тогда можно оказаться на месте с первыми проблесками рассвета. Если утро удалось, вы увидите потрясающее небо, играющее нежными розовыми, малиновыми и голубыми тонами. Когда земля покрыта слоем свежего снега или инея, он, отражая краски неба, тоже приобретает розовато-голубой оттенок. В момент, когда солнечный диск наконец-то появляется над линией горизонта, он кажется более крупным, чем обычно, — оптическая иллюзия связана с тем, что солнечные лучи в холодном воздухе рассеиваются более интенсивно. Если утро выдалось особенно морозным, фотографии могут получиться просто восхитительными, особенно если для увеличения размера солнечного диска в кадре использовать мощный телевик. Раннее утро является также лучшим временем для съемки инея — он не только приукрасит классический пейзажный вид, но и даст фотографу возможность попрактиковаться в съемке интересных мелочей. Тут и нити паутины, покрытые, словно бриллиантами, мельчайшими шариками застывших капелек, и не облетевшие с деревьев одинокие листья, и красные ягоды на деревьях и кустарниках, ярко выделяющиеся на белоснежном фоне… Если день выдался влажным и туманным, на тонких и длинных предметах в морозную погоду появляется изморось, представляющая собой отложения кристалликов льда, образующихся изза сублимации водяного пара. В таком убранстве даже обычная аллея в парке кажется волшебной анфиладой комнат дворца Снежной Королевы. При прогулке по лесу в солнечный день можно попробовать скомпоновать кадр так, чтобы диск солнца был скрыт за стволом дерева и только его лучи пробивались бы сквозь кроны и ветки, создавая совершенно чарующую атмосферу. Чтобы перестраховаться от ошибок в экспозиции, стоит использовать брекетинг с шагом не менее одной ступени. Кроме того, имейте в виду, что в данной ситуации слегка переэкспонированные кадры обычно смотрятся более выигрышно. Разумеется, запечатлеть подлинное великолепие зимнего дня удачнее всего можно, выбрав в качестве объекта съемки какой-либо эффектный ландшафт. Холодным солнечным утром, когда солнце еще только начинает движение по небосводу, а утренний туман уже рассеялся, воздух становится кристально-прозрачным, и любоваться открывающимися красотами можно просто бесконечно. Следует позаботиться о том, чтобы на переднем плане снимка присутствовали какие-либо объекты, которые станут для композиции ориентирами масштаба и придадут ей глубину: заснеженные борозды распаханного поля, причудливые изгибы замерзшей реки, устремляющейся к горизонту, обледенелая колея проселочной дороги. Вереск и отдельные виды папоротников тоже прекрасно смотрятся зимой и могут использоваться для того, чтобы на переднем плане оживлять своим видом монотонно заснеженные композиции. Интереснее всего работать с пейзажами, используя широкоугольный объектив, — чем больше угол зрения, тем больше объектов переднего плана попадает в композицию и тем сильнее искажается перспектива. Композиции, снятые широкоугольными объективами, отлично позволяют обыгрывать линии, присутствующие в том или ином ландшафте, — кромку леса, дорогу, изгородь, реку.

Телеобъективы
Охота за нюансами
Чаще всего фотографы-пейзажисты отдают предпочтение широкоугольным объективам, но телевик (дискретник либо зум) при съемке зимней природы пригодится ничуть не меньше. С его помощью можно изолировать любые интересные детали зимних ландшафтов и превратить их в ключевые объекты своих композиций. Не бойтесь поставить акцент на интересном нюансе пейзажа — порой он рассказывает об увиденной вами местности значительно больше, чем классический общий вид. В деревенской местности интересно поискать заборы и изгороди, которые отлично выделяются на фоне белого снега и в сочетании с собственными тенями формируют интересные узоры и абстрактные композиции. Если учесть, что съемка с телевиком дает „мелкую“ перспективу, и удачно подобрать ракурс — можно получить причудливое нагромождение объектов, кажущееся расстояние между которыми будет минимальным. Когда в подобной композиции в кадре присутствует туман, он благодаря „мелкой“ перспективе кажется еще более густым и плотным. Поскольку размер светочувствительной матрицы большин ства цифровых зеркалок меньше площади стандартного 35-миллиметрового пленочного кадра, в действие вступает коэффициент мнимого увеличения фокусного расстояния, который только на руку владельцам „дальнобойных“ объективов. Если же требуется получить еще большее увеличение, стоит подумать о приобретении 1.4х или 2х телеконвертеров, которые при установке на объектив позволяют увеличить его фокусное расстояние на 40% и 100% соответственно. Правда, за этот прирост придется расплатиться небольшими потерями в качестве изображения, а также ослаблением интенсивности потока света, падающего на сенсор камеры. 1.4х конвертер „скушает“ одну ступень экспозиции, а 2х — две. Кроме того, при работе с длиннофокусной оптикой особо актуальной становится проблема „шевеленки“ — даже микроскопический сдвиг камеры может привести к заметной смазанности снимка. Разумеется, лучше всего крепить камеру на штативе, но если обстановка требует съемки с рук, необходимо следить за тем, чтобы выдержка соответствовала фокусному расстоянию объектива. Например, с 200-миллиметровым телевиком снимать с рук можно на выдержках не более 1/250 с.


   

Для усиления контраста между голубым небом и заснеженными горными склонами следует использовать круговой поляризатор. Чтобы света не оказались „пробитыми“ в белизну, при определении параметров экспозиции надо выполнять точечный замер по какой-либо области средне-серой тональности, присутствующей в кадре.



Кроны деревьев с облетевшими листьями представляют собой отличный сюжет для съемки силуэтов. Если в кадре присутствует солнечный диск, достаточно просто выполнить многозонный экспозамер — чрезмерная яркость неба сделает свое дело, снимок окажется заметно недоэкспонированным, а дерево само собой выйдет силуэтом.

Борьба со влагой
Если провести с фотоаппаратом несколько часов на морозе, а потом вернуться в теплый дом, на всех поверхностях камеры, объективов и фильтров тут же образуется слой конденсата, бороться с которым придется довольно долго. Чтобы избежать этой неприятности, следует перед тем, как войти в помещение, поместить всю технику в герметичный полиэтиленовый пакет с пакетиками кремнегеля внутри. В доме оставьте его герметично завязанным на пару часов, пока находящаяся внутри техника не прогреется до комнатной температуры. Если в пакет и попадет какая-то влага, кремнегель поглотит ее. Линии, умело использованные в композиции, могут играть очень важную роль в общем восприятии фотоснимка, помогая установить связь между передним и задним планами кадра, придавая работе глубину и выполняя для зрителя роль „зацепки“, ведущей его взгляд по фотографии

    


В горных регионах зимой настолько преобладает отраженный и переотраженный бело-голубой свет, что все снимки приобретают характерный холодный оттенок. Это великолепно, если стоит задача акцентировать именно зимнюю стужу. Ну а когда такой эффект нежелателен, можно значительно ослабить его, выбрав среди настроек баланса белого режим съемки в пасмурную погоду или в тени Определяя параметры экспозиции для съемки туманного пейзажа, соблюдайте бдительность — композиция в целом получается довольно светлой, что может сбить с толку систему экспоавтоматики и привести к получению недоэкспонированных кадров. Для предотвращения этого обычно используются положительная экспокоррекция на две ступени экспозиции либо съемка с брекетингом В пейзажной съемке вряд ли можно обойтись без длительных пеших переходов. Зато, взобравшись на холм или не слишком высокую гору, фотограф может насладиться поистине завораживающими видами. Чтобы передать их великолепие во всей красе, чаще всего прибегают к съемке панорам, но, хорошенько продумав композицию, можно обойтись и отдельными кадрами

Проделки снега
Когда мы говорим о зимней съемке, довольно часто на ум приходит пейзаж, укутанный свежим нетронутым снегом. Такого рода композиция обычно дает второе дыхание любому самому банальному виду, хорошо известному и привычному. Разумеется, свежий снежный покров лучше всего снимать ранним утром, пока на нем не оставили следы прохожие, лыжники или автомобилисты. Белоснежное покрывало, расстеленное зимой, наиболее эффектно смотрится в сочетании с ясным ослепительно-голубым небом. Пока солнце стоит низко над горизонтом, все объекты в кадре отбрасывают длинные тени, проявляющие и подчеркивающие рельеф заснеженной поверхности, а также оживляющие монотонное однообразие зимнего пейзажа. Чтобы устранить паразитные блики в кадре и сделать краски неба более насыщенными, в ясный солнечный день следует непременно использовать поляризатор. Довольно часто оказываются полезными ультрафиолетовые и Skylight-фильтры, отсекающие или ослабляющие лучи из коротковолновой части солнечного спектра, — в результате свет становится более теплым, а на фотографиях исчезает неприятная дымка, возникающая от чрезмерного воздействия УФ-лучей на матрицу камеры, особенно при съемке в горах. При съемке снежных сцен весьма важно как можно более точно определить параметры экспозиции. В таких условиях даже самая совершенная система экспозамера почти наверняка будет поставлена в тупик наличием в композиции внушительных по площади и ослепительно белых заснеженных просторов, отчего снимок выйдет недоэкспонированным. С похожей ситуацией фотографы могут столкнуться и в другое время года — например, когда в пасмурную погоду в кадре слишком много белесого, безжизненного неба. На рассвете или закате небо у линии горизонта становится еще более ярким, что при съемке снежных пейзажей только усугубляет ситуацию. К счастью, сделав кадр, „цифровые“ фотографы могут тут же проверить его качество на ЖК-дисплее камеры, а также оценить гистограмму, после чего при необходимости подкорректировать параметры съемки. Чтобы глубина резкости кадра не „гуляла“, съемку лучше вести в режиме приоритета диафрагмы, при необходимости вводя экспокоррекцию. Для пред отвращения появления недоэкспонированных снимков обычно требуется положительная экспокоррекция на одну ступень экспозиции. Если оценка качества съемки по дисплею камеры вызывает затруднения, можно снимать серии кадров, последовательно увеличивая экспокоррекцию от +1/3 до +2 ступеней экспозиции, — дома в тепле и уюте займетесь выбором наиболее качественных снимков. Если такой метод представляется вам неоправданно сложным и трудоемким, обзаведитесь экспонометром. С его помощью можно измерять поток света, падающего на тот или иной объект; следовательно, чрезмерная яркость снега или неба в кадре уже не будет оказывать никакого влияния на оценку параметров экспозиции.

Скоротечный день
Другой проблемой, с которой сталкиваются фотографы при зимней съемке пейзажей, является минимальная длительность дня. Стоит с головой по грузиться в фотосъемку — время проносится совершенно незаметно, и вот уже солнечный диск начинает неумолимо клониться к линии горизонта, сигнализируя фотографу, что фотосессию пора сворачивать. Если провести на природе целый зимний день, можно заметить, что солнце в это время года движется по значительно более короткой дуге, чем летом. Оно встает практически на юго-востоке и уходит за линию горизонта примерно на юго-западе. Кроме того, зимние закаты заметно короче летних — длительность сумерек не превышает нескольких минут, после чего все пространство вокруг стремительно погружается в черноту. В ясный, безоблачный день зимний закат не особо пленяет взор, но держать камеру наготове все-таки стоит. В морозную погоду небо у горизонта приобретает порой волшебно-сюрреалистическую окраску. Такой пламенеющий закат хорошо снимать у еще не замерзшего водоема, по берегам которого лежит свежевыпавший снег. Тогда краски неба будут не только отражаться в водной глади, но и окрашивать прибрежную полосу в теплые пастельные тона. Впрочем, любой заснеженный пейзаж в это время суток смотрится очень эффектно — снежное покрывало перенимает краски голубого неба, раскинувшегося над ним, и холодный цвет превосходно контрастирует с игрой оранжевых, розовых, малиновых и пурпурных цветов и оттенков, которые правят бал у линии горизонта на западе. Во многом секрет получения впечатляющих пейзажных фотографий зависит от умения фотографа подобрать удачный момент для съемки. Один и тот же пейзаж, рассматриваемый с одной и той же точки, может предстать как скучным и унылым, так и поражающим своим великолепием — все дело в том, куда и как падают солнечные лучи и какая игра света и теней при этом складывается. Конечно, проще всего сидеть дома в тепле и ждать, когда же метеорологи предскажут идеальную погоду. Но чтобы получить действительно стоящие и запоминающиеся кадры, надо уметь бросать вызов стихии! Одевайтесь потеплее, берите рюкзак с камерой и отправляйтесь в дорогу. Внимательно изучайте пространство вокруг, прикидывайте, в какое время дня будут наиболее выигрышно смотреться разные объекты и композиции, помечайте на карте или в блокноте те места, куда впоследствии хотели бы вернуться. За свои труды вы непременно будете вознаграждены первоклассными фотографиями, раскрывающими всю красоту зимней природы.

Как придать снимкам объем? Любая фотография представляет собой плоское двухмерное изображение, но умелая работа со светом и тенью, а также правильное построение композиции помогут создать весьма правдоподобную иллюзию глубины. Ведь по-настоящему удачными можно считать лишь те пейзажи, которые кажутся окном в увиденный фотографом мир. Чтобы добиться такого эффекта, нужно освоить некоторые базовые приемы съемки пейзажей. Прежде всего нашими главными помощниками будут широкоугольные объективы — благодаря им перспектива получается крутой, расстояния увеличиваются, а объекты, оказавшиеся на переднем плане, кажутся несоразмерно большими. Если на широкоугольном снимке какой-то валун на земле сопоставим по размеру с кроной дерева на заднем плане, значит, эти два объекта разделяет довольно приличное расстояние. Задать масштаб композиции помогает и включение в нее деревьев, особенно растущих в лесопосадках или аллеях, — из-за перспективных искажений их высота и расстояние между ними уменьшаются вглубь сцены, именно это и придает снимку глубину. Сходящиеся у линии горизонта параллельные линии сходным образом воздействуют на восприятие фотографии. Посмотрите на распаханное поле — по мере удаления от точки съемки сами борозды и расстояния между ними все уменьшаются и уменьшаются, пока не станут сливаться где-то на горизонте. Эти нехитрые приемы эффективны при создании работ, которые кажутся не плоскими, а трехмерными. Направление света в кадре тоже оказывает весьма заметное влияние на восприятие снимков. Если солнце светит из-за спины фотографа, все тени в кадре падают от камеры в сторону линии горизонта. При таком раскладе многие тени оказываются скрытыми за отбрасывающими их объектами, в результате композиция сразу же начинает казаться плоской. Но если тот же самый пейзаж снимать в лучах низкого зимнего солнца, находящегося на небосклоне сбоку от фотографа, отбрасываемые объектами тени станут неотъемлемой частью композиции, подчеркнут все особенности рельефа и внесут свою лепту в создание эффекта объемности снимка. В пейзажной съемке обычно бывает важно добиться резкой передачи всех объектов в кадре. Для этой цели лучше всего подходят как раз короткофокусные объективы с диафрагмой, прикрытой до f/16 или f/22. Однако для того чтобы выполнить снимок с максимально возможной глубиной резкости, следует использовать фокусировку на гиперфокальное расстояние. На тубусах объективов-дискретников довольно часто можно встретить специальную шкалу глубины резкости (ГРИП). Работают с ней следующим образом: при заданной диафрагме фокусируются на бесконечности, после чего по шкале ГРИП определяют гиперфокальное расстояние. Затем проводится перефокусировка объектива на это расстояние — в результате зона резко изображаемого пространства будет начинаться от фотографа на расстоянии, равном половине гиперфокального расстояния, и простираться до бесконечности.


Чтобы фотография приобрела объем, надо позаботиться о том, чтобы на переднем плане композиции присутствовали интересные объекты и привлекающие внимание зрителей мелочи

Держать в тепле!
При низких температурах заряд аккумуляторов падает значительно быстрее, чем в теплое время года. Поэтому, отправляясь на съемку пейзажей зимой, не забудьте захватить запасной комплект аккумуляторов, который держите во внутренних карманах одежды, согревая теплом своего тела. Когда первый комплект аккумуляторов окончательно „замерзнет“, замените его запасным, а использованный положите в карман — вполне возможно, на нем еще можно будет поработать. Одно из главных преимуществ съемки пейзажей зимой в том, что солнце никогда не поднимается слишком высоко над линией горизонта, отчего все объекты в кадре отбрасывают четкие и длинные тени. В данном примере важную роль играет и утренний туман, благодаря которому игра света и тени позволила получить прекрасную, почти абстрактную работу

Композиция и масштаб
Чтобы удачно подчеркнуть величественность любого ландшафта, проще всего включить в композицию один или несколько объектов, размеры которых всем известны. Если масштабирующий объект подобран удачно, зритель сразу же сориентируется в общем размахе сцены, которую видит на фотографии. Впрочем, в некоторых случаях неопределенность с масштабом бывает только на руку фотографу — особенно это касается аб страктных композиций, для которых всякая связь с реальным миром не только не полезна, но и вредна. Однако для классических пейзажей все-таки нужно позаботиться о передаче масштаба. Наиболее популярным объектом может быть фигура взрослого человека — если включить ее в композицию, то относительно нее можно прикинуть размеры остальных ключевых элементов в кадре с учетом перспективных искажений. Благодаря тому что чело- век, сфотографированный на фоне водопада, кажется крошечным, станет понятно, сколь велика высота обрыва, с которого устремляются водные потоки. Кроме того, для передачи масштаба можно вводить в композицию лодки, деревья, автомобили или здания. Поэкспериментируйте — и вы увидите, насколько сильно изменяется восприятие пейзажных фотографий при использовании подобных приемов.

Включив в композицию лодку с гребцом, фотограф подчеркнул масштабность раскинувшихся перед ним просторов 


Фигурка человека, стоящего на горном склоне, не только привлекает внимание зрителей, но и помогает выразить идею величественности гор, открывающихся нашему взору


Источник: http://www.digital-photo.ru
Категория: Фотосъемка | Добавил: molchanov (13.01.2009)
Просмотров: 2384 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: